суббота, 9 февраля 2013 г.

фотон разработка урока

Тема : Фотоэффект . Цели урока: Образовательная: обеспечить закрепление изученного материала и продолжить формирование понятия фотоэффекта. Воспитательная: продолжить развитие функции общения на уроке как условия обеспечения взаимопонимания побуждения к действию. Развивающая: развить способности усвоения теоретических знаний с помощью наглядно-образных представлений о научном эксперименте, визуальную информацию переводить в вербальную, формировать умение трансформировать информацию, видоизменять её объём, форму, носитель. Медиаобразовательная: формировать умение воспринимать альтернативную точку зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против». Оформление : урок сопровождается показом презентации, используется компьютерная модель «Фотоэффект»( мультимедийный курс «Физика 7-11кл., или Приложение 3 (открывать во Flash)), http://vschool.km.ru, интерактивная доска.Ход урока. Организационный этап. (Вступительное слово учителя) Мы знаем, что физика наука о природе. Вспомним Ф.И.Тютчева:Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушен лик, - В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык.Да, у природы есть свой язык, и мы должны его понимать. На каждом уроке физики, при изучении любого явления мы учимся этому языку. На предыдущих уроках мы познакомились с вами с «азбукой» квантовой физики и сегодня продолжим «читать» книгу природы.Энергией» hv» снабжен, Летит к нам квант, то бишь фотон. Его хватает электрон, И до свидания, дом родной!Это четверостишие вашего одноклассника. О чем в нем идет речь? Расшифруйте его физический смысл. Закрепление изученного материала и продолжение формирования понятия фотоэффект. 1.Фронтальный опрос Путь познания природы таков: открытие исследование объяснение. При изучении нашей темы этим этапам можно сопоставить три даты : 1887 1890 1905 г.г. С именами каких ученых можно связать каждый этап? Какое значение имели их работы для квантовой физики? Ответ: 1887 г. Генрих Герц открыл явление фотоэффекта.1890 г. Александр Григорьевич Столетов установил количественные закономерности фотоэффекта. И только преждевременная смерть не позволила ему довести исследования до конца и установить, что является носителями фототока. Мы гордимся выдающимися трудами ученого.1905 г. Альберт Эйнштейн обосновал квантовую природу фотоэффекта и все его закономерности. Что называют фотоэлектрическим эффектом? В чем состоит экспериментальное исследование, проведенное А.Г. Столетовым? (опыт Столетова А.Г.- . Km.ru) Сформулируйте законы внешнего фотоэффекта. Ответьте на вопросы по статье А.Г. Столетова «Актино-электрические исследования». Сравните установку А.Г.Столетова с установкой, изображенной в учебнике. Назовите их принципиальное сходство и различие. Найдите, какие именно ( по номерам) из перечисленных А.Г.Столетовым результатов опыта превратились в известные нам законы фотоэффекта. а) фотоэффект безынерционен ( 7. Разряжающее действие лучей обнаруживается даже при весьма кратковременном освещении, причем между моментом освещения и моментом соответственно разряда не протекает заметного времени.); б) сила тока прямо пропорциональна энергии световой волны ( 8. Разряжающее действие пропорционально энергии лучей, падающих на разряжаемую поверхность.); в) существует «красная граница фотоэффекта» ( 4. Разряжающим действием обладают если не исключительно, то с громадным превосходством перед прочими, лучи самой преломляемости, недостающие в солнечном спектре ( 295*10 мм). Чем спектр обильнее такими лучами, тем сильнее действие. Какой из законов не мог быть установлен А.Г.Столетовым. Почему? Найдите ошибку в следующем утверждении: « Чем больше освещенность, тем большая энергия передается отдельным электронам вещества. Чем большая энергия передается электронам, тем больше должна быть при вылете их кинетическая энергия. Это значит, что кинетическая энергия электронов должна зависеть от интенсивности света». Какое напряжение называется задерживающим? На что расходуется энергия фотонов при фотоэффекте? В чем сущность гипотезы Эйнштейна в теории фотоэффекта? Что такое фотон? Что такое красная граница фотоэффекта? 2. Решите задачу: Никогда не знаешь, что может тебе пригодиться в жизни! Убедимся в этом, решив следующую задачу : «Дверь имела хитроумное устройство: при попытке постороннего её открыть, ультрафиолетовая лампа с длиной волны 0.1 мкм освещала вольфрамовую пластинку фотоэлемента. Вырванные электроны замыкали электрическую цепь, которая открывала шлюз. В коридор устремлялась вода, кишащая пиявками, крокодилами, пираньями и акулами. Джеймс Бонд, агент 007, вдруг вспомнил, что в детстве мама говорила ему: - Запомни, сынок, работа выхода электронов из вольфрама 4,5 эВ! Зачем это мне, мама? - Удивлялся маленький Джеймсик. Никогда не знаешь, что может пригодиться тебе в жизни, - отвечала мама. Тогда он быстро произвел вычисления и подключил к фотоэлементу источник постоянного тока, дающий на его зажимах напряжение в 7,95 В, потянул за ручку двери и » Какие же вычисления произвел Джеймс Бонд? Что, в итоге, произошло?3. Проверка домашнего задания.На предыдущем уроке вы выполняли виртуальную практическую работу «Проверка законов фотоэффекта». Сейчас, используя обработанные вами дома данные этой работы, с помощью интерактивной доски и компьютерной модели фотоэффекта (Приложение 3) продемонстрируйте нам : Зависимость тока насыщения от мощности излучения. Как зависит количество электронов, вырываемых светом с поверхности металла за 1 сек от мощности светового потока? ( вспомните определение силы тока). Докажите, что зависимость максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты излучения равнозначна зависимости задерживающего напряжения от длины волны. Продемонстрируйте эту зависимость. Продемонстрируйте наличие «красной» границы фотоэффекта для любого металла. Покажите, как с помощью этой модели можно определить постоянную Планка? Каковы границы применимости данной компьютерной модели? Какие бы вы внесли дополнения в неё? 4..Решение графических задач:Используя системы координат на интерактивной доске и ваши домашние работы, постройте: 1). График зависимости I от Р. 2).График зависимости кинетической энергии электронов от частоты излучения.III Обобщение теории Эйнштейна с помощью алгоритм решения задач на фотоэффект .Ознакомимся с алгоритмом применения уравнения Эйнштейна для фотоэффекта к решению задач повышенной сложности. » Отправим «фотоэлектрон в путешествие по электрическим и магнитным полям, т.е.объединим уравнения электродинамики и теорию фотоэффекта (получают раздаточный материал) и используем его при решении домашних задач. (см. Приложение 1).IV Работа с коррекционным тестом. Выполним самостоятельную работу (тест) опираясь на данный алгоритм. (см. Приложение 2.)VРефлексия.«Увидели» явление фотоэффекта, повторили его физический смысл и его законы, используя возможности ИКТ и применяя деятельностный подход в обучении. Ваше мнение об уроке: Сегодня я узнал Понял Удивился И т. п.VI Домашнее задание: В стихотворении А.С.Пушкина читаем « гений, парадоксов друг». Знаете ли вы что такое парадокс? Парадокс это неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям. Дома просмотрите W66 учебника, стр.163, и найдите, в чем парадокс фотоэффекта. Ответ: парадокс состоит в том, что при увеличении потока падающего света заданной длины волны не происходит увеличения скорости фотоэл

180.21 Kb.Название Дата конвертации26.07.2012Размер180.21 Kb.Тип источник

Цели урока: Образовательная

Цели урока: Образовательная

Комментариев нет:

Отправить комментарий